Разговорный / Методики обучения английскому языку какие бывают

Методики преподавания английского языка

Методики обучения английскому языку какие бывают I

Методики преподавания английского языка


Преподавателям и методистам детских центров Чудо-Чадо часто задают вопросы о том, по каким методикам мы учим малышей английскому с 3 лет, чем обучение у нас отличается от школьного, почему мы считаем свою методику более эффективной, а также интересной и подходящей для дошколят.

Методики обучения английскому языку какие бывают II

К сожалению, в большинстве школ (а соответственно и большинство учителей репетиторов) придерживаются устаревших технологий обучения иностранному языку.

Они построены на систематическом изучении грамматики, механическому запоминанию довольно ограниченного набора лексики и работы с текстами.

Мы уверены, что это не самый лучший подход к изучению английского языка не только для детей, но и для взрослых. Гораздо лучшего результата можно добиться интересными занятиями, построенными на грамотном сочетании самых актуальных мировых методик (лингвосоциокультурной, коммуникативной – Оксфордской и Кэмбриджской, эмоционально-смысловой), а также игровой деятельности (в том числе – подвижной, как этого требует детская физиология) и упражнений с аудиоматериалами и наглядными пособиями.

В этой статье мы расскажем об идеях, заложенных в основу некоторых из наиболее популярных технологий изучения английского языка, которые мы используем в программе Чудо-Чадо, об их плюсах и ограничениях, а также адаптации к обучению детей.

Новое преподавание английского языка

Скачок прогресса в методах преподавания английского языка в России пришелся на конец XX века. Ранее, главным приоритетом выступала грамматика, механическое запоминание лексики, чтение и литературный перевод. Можно смело говорить о том, что это устаревшие способы, которые не совсем подходят для получения навыков живой коммуникации. Заметьте, что здесь и далее мы будем говорить о навыках – потому что за гордым "я владею английским языком" обязательно стоит конкретный набор навыков, в которых ученик более или менее силен. К навыкам владения языком относятся:

  • Словарный запас и уровень знания лексики
  • Способность воспринимать устную речь на слух
  • Навыки устной речи: верное произношение, грамотность, понимание контекста и актуальность
  • Чтение: скорость и способность пересказывать тексты
  • Письменная речь
  • Перевод

Одной из самых больших проблем школьного обучения английскому языку является то, что навык "перевода" смешивают с навыком "понимания" (восприятия). Это изначально неверно. Перевод с одного языка на другой – это сложное и специфическое умение, которому учатся отдельно, например, как это делают в языковых вузах. Для овладения этим навыком человек изначально должен знать оба языка на достаточном уровне. Перевод — это не способ научиться языку, а отдельный специфический навык.

Методики обучения английскому языку какие бывают II

Перевод не имеет ничего общего с умением общаться и понимать речь на английском языке, а часто, когда его требуют от неподготовленного ученика, он мешает обучению, провоцируя ошибки.

До появления современных методик изучения английского занятия носили однообразный характер: чтение и перевод текста, изучение новой лексики, пересказ, упражнения с текстом. Собственно, живое общение отодвигалось на второй план. Заранее было ясно, что при такой сухости программы и однообразии упражнений по-настоящему овладеть языком смогут лишь очень усидчивые и обучаемые люди. Зато владеть грамматикой они смогут на уровне выпускников Кембриджского университета. К сожалению, в реальной жизненной ситуации их знаний едва хватит на диалог с собеседником.

Методики обучения английскому языку какие бывают IV

На сегодняшний день, английский язык доступен практически каждому. Более того, с развитием интернета и туризма, во многих профессиях и просто в нашей повседневной жизни появилась серьезная потребность в рабочем английском языке, которую, к сожалению, не удовлетворяет школа – неэффективность старых методик стала налицо.

Методики обучения английскому языку какие бывают II

И произошло замечательное – преподавание языка стало носить более прикладной характер, а не отвлеченный и теоретический.

Во многом, изменения в методиках изучения произошли благодаря прогрессу и инновациям в области психологии, профессиональной сферы и стиле жизни. Люди научились мыслить по-иному: путешествовать, общаться и работать в зарубежных компаниях. Современный человек стремится к самореализации, совершенствованию себя. Чтобы реализация данных потребностей была возможна, грамотно построенная программа изучения языка должна основываться на подборе и комбинации разных методов, в зависимости от нужного нам результата.

Фундаментальная методика

Ее можно охарактеризовать как традиционную методику, методику старого образца. Она не используется в Чудо-Чадо и, по нашему экспертному мнению, не подходит для обучения английскому малышей, да и для взрослых не является интересной и эффективной.

Методики обучения английскому языку какие бывают II

Изучение языка таким способом можно сравнить с изучением "мертвых" языков, на которых сейчас никто не разговаривает, и на которых не понадобится разговаривать ученикам. Аналогичным способом, к примеру, студенты медицинского вуза изучают латынь.

Классическим представителем фундаментальной методики можно считать Н.А. Бонк, и ей до сих пор пользуются во многих учебных заведениях. Считается, что хоть с этой методикой легко и весело ученикам не будет, но в результате они смогут получить по-настоящему систематические знания, которые помогут не заблудиться в лабиринтах сослагательного наклонения или редко используемых форм времени.

Эта методика наиболее далека от естественного для ребенка подхода к изучению языка.

Методики обучения английскому языку какие бывают II

Ведь каждый малыш самостоятельно и в рекордные сроки учится свободно общаться на языке своих родителей, говорит на нем без акцента, не путается в окончаниях и правильных формах слов.

Не зная правил, мы все в совершенстве овладели родным языком, и говорим на нем свободно, не допуская ошибок.

Пока детское сознание еще открыто, части мозга, отвечающие за языковые центры, растут и активно формируют нейронные связи, нет смысла грузить малыша нагромождением грамматических правил – лучше обратить свои усилия на навыки понимания, речи и чтения, если в будущем ребенку понадобится знание правил – ему будет легко в них разобраться.

Коммуникативная методика

В настоящий момент коммуникативный подход является наиболее актуальным методом, ориентированным на то, чем совсем не интересуется фундаменталисты – практикой общения и развитием языковых навыков. Этот подход широко распространена в странах Европы и в США, и она же занимает главное место в программе обучения английскому языку в детских центрах Чудо-Чадо.

В программе, построенной по коммуникативному подходу, не подразумевается особо сложной или специфической лексики, сложных теоретизирований о грамматике и скучных, трудоемких упражнений. Занятия строятся на имитации реальных ситуаций, живого, открытого общения, построенного на необходимости достичь успеха в коммуникации с другим человеком – как это происходит естественным образом у ребенка в раннем детстве.

Методики обучения английскому языку какие бывают VIII

Коммуникативная методика выстраивается на четырех из основных навыков общения: чтение, письмо, устная речь и понимание на слух. На самом первом уровне наибольшее внимание уделяется пониманию и говорению, с них же начинаются занятия для детей "с нуля" в Чудо-Чадо. Перевод, как вы могли заметить, в этой методике вообще не затрагивается, поэтому одни и те же пособия подходят для обучения людей с любым родным языком – все пособия изначально на английском, и с самого первого занятия педагог начинает общение с учениками на английском языке.

Методики обучения английскому языку какие бывают II

Со значительным отрывом все существующие программы по изучению английского языка опережают две школы – Оксфордская и Кембриджская, созданные в известных университетах.

Они создают идеальные пособия, интересные и адаптированные для каждого уровня, с аудио-, видео- и печатными материалами. Многое из этих пособий адаптировано нашими преподавателями и методистами для групповых занятий английским языком в детских центрах в Бутово и Подольске.

Все упражнения направлены на то, чтобы максимально воссоздать естественную среду для обучения языку. Маленький ученик активно вовлекается в процесс: принимает участие в различных играх и постановках, учится понимать речь педагога и аудиоматериалы (сначала – из контекста, а впоследствии – на слух), учится формулировать мысли, разговаривать непринужденно и свободно выражать свою точку зрения, общаться в паре и в группе, презентовать, читать и писать. Параллельно с языковыми навыками, как и на других наших занятиях для детей, мы развиваем общие коммуникативные навыки и мышление.

Лингвосоциокультурный подход

Эту технологию преподавания по праву можно считать одной из наиболее комплексных, укорененных в социологии, психологии и культурологии. Данный метод опирается на социальный и культурный аспект среды, в которой существуют люди, говорящие на другом языке. Значение этого аспекта часто игнорируется в других методиках, что в свою очередь может стать основанием для досадных языковых ошибок и привести к непониманию между людьми.

Методики обучения английскому языку какие бывают II

Эти ошибки, как и многие другие, часто коренятся в привитой в школе привычке переводить иностранный язык на свой родной, вместо того, чтобы понимать его.

Изучающий английский язык с легкостью может использовать в общении фразу, значение которой будет искажено или вовсе не понятно носителю языка. Подобные противоречия возникают постоянно. Поясним на примере: если для русского человека с базовым владением языка различие между фразами "Would you like to go?" (Не хочешь ли ты пойти?) и "Don’t you want to go?" (Ты, кажется, собирался идти) не представляется особенно огромным, то для англичанина или американца это разница между вежливым вопросом и крайне негативным, даже враждебным.

Совсем недавно главным приоритетом была правильность грамматических конструкций, а не речи в целом. Сейчас же необходимо учитывать контекст, в профессиональном и личном общении, в мире, где по-английски говорит большинство, нужно быть понятным и адекватным для своего собеседника.

Основная задача лингвосоциокультурного метода – помочь случиться взаимопониманию за счет знания культурного контекста, сделать коммуникацию между собеседниками свободной за счет общего культурного фундамента.

Методики обучения английскому языку какие бывают II

Поэтому на занятиях мы пользуемся пособиями, изданными в англоговорящих странах, рассказываем интересные истории, знакомим с чужой культурой.

Это помогает не только получить общие знания о мире, но и разбудить в ребенке интерес, желание знакомиться с языком, историей и культурой, самосовершенствоваться и узнавать новое: из книг, фильмов, статей, общения с людьми. И это прекрасно – потому что получив базовый уровень языка, человек начинает совершенствовать его в процессе использования, а английский язык, как никакой другой в мире, открывает перед ребенком бессчетное поле увлекательных возможностей.

Интенсивная методика

Интенсивное (максимально быстрое) изучение английского возможно из-за высокого уровня шаблонности предлагаемой лексики. Это резонно, если иметь в виду, что лексическая база используемого английского языка состоит из фраз-клише почти на четверть.

Методики обучения английскому языку какие бывают II

Запомнив и не слишком большой перечень базовых слов и устойчивых фраз, можно говорить и понимать собеседника в стандартных ситуациях.

Безусловно, интенсивное обучение не позволяет вдоволь насладиться чтением классической литературы, но и цели обучения преследуются совершенно иные. Методика имеет целью живое общение, и поэтому зачастую приобретает разговорный характер. В качестве основных упражнений для овладения лексикой обычно используются диалоги, разыгрывание сценариев и тренинг на повторение.

Возможно, в чистом виде такая методика не может равняться с другими, позволяющими получить полное представление об английском языке и по-настоящему им овладеть. Однако, используя отдельные элементы из нее, можно получить первый прогресс значительно сильнее, сформировать у ученика правильно представление о конструкции фраз, выучить основную лексику.

Методики обучения английскому языку какие бывают II

К разновидностям интенсивного подхода с некоторыми оговорками можно причислить и известнейшую методику Г.Домана.

Эта методика, в том числе, построена на обучении чтению не по частям слова (буквам и буквосочетаниям), а сразу по целым словами и даже предложениям. Эта методика идеально подходит для английского языка, который не предполагает большого количества различных форм одно и того же слова. Мы активно пользуемся как карточками Домана, так и диалоговым методом на занятиях английским языком в Чудо-Чадо в Бутово и Подольске, что позволяет сделать первые шаги ребят в новом языке более простыми и занимательными, дать им "пощупать" английский язык и подготовить базу для дальнейшего его совершенствования.

Эмоционально-смысловой метод

Одним из основателей этого подхода является С. Шехтер, описавший влияние эмоций на когнитивную сферу человека. Эксперименты показывают, что погружение в среду, эмоциональная вовлеченность, позитивно влияют на способность к обучению. В качестве основы для изучения иностранного языка этот подход базируется на организации свободного общения между учениками и учителем, начиная буквально с первого занятия. В некоторых группах студенты даже подбирают себе псевдоним и подходящую "легенду" — историю своего персонажа. Приверженцы этого подхода считают, что учащийся, поставленный в условия языковой среды и эмоционально включенный в общение, может сам постигнуть грамматические основы и научиться говорить правильно, как ребенок, который постепенно учиться ходить.

Английский язык для детей с 3 лет

" data-medium-file="https://i2.wp.com/chudoclub.ru/wp-content/uploads/2017/08/chudoclub-english-01.jpg?fit=300%2C200&ssl=1" data-large-file="https://i2.wp.com/chudoclub.ru/wp-content/uploads/2017/08/chudoclub-english-01.jpg?fit=900%2C600&ssl=1" src="https://i2.wp.com/chudoclub.ru/wp-content/uploads/2017/08/chudoclub-english-01.jpg?resize=503%2C335" alt="" width="503" height="335" srcset="https://i2.wp.com/chudoclub.ru/wp-content/uploads/2017/08/chudoclub-english-01.jpg?w=900&ssl=1 900w, https://i2.wp.com/chudoclub.ru/wp-content/uploads/2017/08/chudoclub-english-01.jpg?resize=300%2C200&ssl=1 300w, https://i2.wp.com/chudoclub.ru/wp-content/uploads/2017/08/chudoclub-english-01.jpg?resize=768%2C512&ssl=1 768w, https://i2.wp.com/chudoclub.ru/wp-content/uploads/2017/08/chudoclub-english-01.jpg?resize=600%2C400&ssl=1 600w" sizes="(max-width: 503px) 100vw, 503px" data-recalc-dims="1" />

Методики обучения английскому языку какие бывают II

Ролевые игры используются во многих развивающих видах деятельности с детьми, такая игра им близка и понятна, она – естественное состояние для малыша.

Дети дошкольного возраста включаются в эти игры с огромным энтузиазмом и искренними эмоциями, что делает их идеальными учениками для изучения английского в условиях творческой атмосферы и полного погружения в среду. Мы рекомендуем по возможности продолжать использовать этот метод и дома, наслаждаясь общением со своим ребенком и одновременно шлифуя лексику и грамматику английского языка.

Выводы и рекомендации

Итак, все вышеперечисленные методики имеют свои цели, сильные стороны и ограничения. В обучении детей в детских центрах "Чудо-Чадо" мы применяем комбинацию из самых эффективных методик, включая в занятие множество различных игровых видов деятельности, аудиоматериалы, свободное общение и работу с красочными пособиями. Это позволяет сделать изучение языка для ребенка максимально интересным, комфортным и легким.

Мы ждем вас на занятиях английским языком для детей от 3 лет в детских центрах Чудо-Чадо в Бутово и Подольске, приглашаем прийти на пробное занятие, познакомиться с преподавателем и нашими методиками. Прочитать подробнее про пробное занятие по английскому языку вы можете здесь.

Записаться на пробное занятие:

Записаться на пробное занятие по английскому языку в детский центр и получить ответы на свои вопросы вы можете по телефонам:

  • В Южном Бутово | ул. Скобелевская, д. 21
  • В Подольске | ул. Тепличная, д.2

или заполнив эту форму. Звоните, наши администраторы с удовольствием ответят на ваши вопросы.

Беспереводная методика обучения английскому языку
Центр английского языка оксфорд нижний новгород
Английский с нуля обучение
Репетитор английский язык верхняя пышма
Подбор рифмы на английском языке онлайн